ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
В числе важнейших задач современности выдвигаются вопросы воспитания высокой духовной культуры человека.
Решение этих задач значительно актуализирует проблему формирования у подрастающих поколений нравственно-эстетического идеала – одного из наиболее ярких проявлений общественного и индивидуального сознания, показателя уровня духовного мира личности.
В культуре человека, как совокупности его субъективных человеческих сил и способностей, реализуемых в деятельности, особое место принадлежит уровню эстетического и нравственного развития. Именно этот уровень позволяет личности жить и творить по законам добра и красоты, то есть соответствовать общечеловеческим нормам.
В настоящее время сложилось явное противоречие между потребностью общества в людях высококультурных, высокодуховных и реализацией этой потребности в практике образовательного учреждения.
Анализ новаторского и передового педагогического опыта показывает, что существует прямая зависимость между процессами духовного становления личности школьника и целенаправленного формирования его нравственно-эстетических идеалов средствами литературы и искусства: чем целеустремлённее направленность деятельности педагога на формирование нравственно-эстетических идеалов школьников, тем выше уровень их общей культуры, нравственного и эстетического развития.
Управление процессом формирования нравственно-эстетического идеала учащихся общеобразовательной школы должно основываться на определённой теоретической модели, разработанной на перспективу. Такая модель позволяет подойти к проблеме становления нравственно-эстетического идеала школьников с учётом диалектики общественного развития, воспитательной работы, объективных закономерностей педагогического воздействия. В такой модели представление о нравственно-эстетическом идеале базируется на концепции единства нравственных и эстетических сторон общественного сознания и творчески преобразующей деятельности людей.
Успешное решение проблемы формирования нравственно-эстетического идеала находится в прямой зависимости от степени привлечения искусства к участию в этом процессе как ведущего средства нравственно-эстетического воспитания. Поэтому теоретическая модель формирования нравственно-эстетического идеала должна с необходимостью предусматривать соответствующую роль и место искусства.
Среди всех видов искусства, изучаемых в школе, наибольшими объективными возможностями целенаправленного влияния на личность в сфере формирования её нравственно-эстетических идеалов обладает литература - искусство слова. Поэтому теоретическая модель формирования нравственно-эстетического идеала средствами искусства с точки зрения максимального её соответствия условиям и возможностям учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы находит своё наиболее оптимальное воплощение, когда учитывается вышеуказанный аспект.
Правомерность и эффективность любой теоретической концепции применительно к педагогической практике определяется тем, насколько она учитывает возрастные особенности учащихся.
В этой связи целесообразно построение модели формирования нравственно-эстетических идеалов средствами искусства слова в подростковом (среднем) школьном возрасте как наиболее благоприятном для этого.
Как известно из ряда исследований (Божович Л. И., Фельдштейн Д. К., Маркова А. К. и др.), подростковый возраст выделяется как особый период в развитии и формирования целеполагания. Способность к целеполаганию – это одно из важнейших новообразований личности подростка. И объясняется это тем, что подростковый возраст переживает кризис, Новые потребности, интересы побуждают к новым целям. Идёт отказ, отвержение прежних и полагание нового.
Способность к целеполаганию у подростка проявляется в том, что он стремится к самостоятельной постановке и реализации целей. Это становится фактором его социального развития, овладения общественным опытом, миром человеческих отношений.
В связи с этим особая функция в развитии целеполагания принадлежит искусству, в частности, кино, книга, музыка и пр. Оно становится средством познания жизни и людей. Это позволяет узнать о сложности отношений и чувств, о их месте в жизни человека. Искусство раздвигает
границы жизни подростка, обогащает его духовно. Оно может
включаться в проблемы человеческих отношений, возможностей, способностей. Сфера художественного отражения является предметом активного действования о внутреннем плане, что способствует этическому и эмоциональному развитию.
Это отнюдь не означает, что проблема формирования нравственно-эстетического идеала не является актуальной для других возрастных групп школьников, так как процесс формирования личности непрерывен и целостен. Более того, школа может справиться с рассматриваемой задачей только тогда, когда она будет решаться как единый, непрерывный процесс развития ребёнка от первого до последнего дня пребывания его в школе. Духовное становление ребёнка начинается задолго до его поступления в школу, и оно осуществляется с первых встреч с искусством. Первые сказки, песенки, картинки, кукольные спектакли и мультипликационные фильмы ставят перед детьми важнейшие жизненные проблемы, учат их понимать добро и зло, дружбу, любовь к друзьям. Они воспитывают в детях любовь к природе, к культурным и историческим достижениям народа, к родному языку, народным обычаям, традициям, уважение к труду, желание и потребность трудиться. Эту великую роль в духовном становлении личности искусство продолжает выполнять на протяжении всех лет обучения ребёнка в школе, всей его жизни.
Успешность реализации задач целостного формирования личности школьника и её ядра – нравственно-эстетического идеала – всецело зависит от личности учителя, целостно воплощающего в себе психологическую и педагогическую культуру, основанную на идеях гуманизма, демократизации, сотрудничества и уважения к индивидуальности.
Основным показателем сформированности нравственно-эстетического идеала является социокультурное поведение школьников.
Искусство по-настоящему воздействует на духовный мир ребёнка лишь тогда, когда оно воздействует на личность в целом, со всем миром её мыслей, чувств и устремлений. Учебный материал должен вызывать у ребёнка глубокий эмоциональный отклик, с тем, чтобы прекрасное превратилось для него в то личностно дорогое, |что будет лежать в основе его поведения.
Предлагается два пути комплексного воздействия искусства на духовный мир ученика:
- взаимодействие искусств при изучении учебного материала на одном уроке;
- параллельное комплексное воздействия различных искусств, на уроках по различным учебным предметам, посвящённых одному и тому же историческому событию или основанных на одном художественном образе.
К примеру, изучение народного творчества можно вести параллельно на уроках чтения, где дети знакомятся со сказками, пословицами и поговорками; на уроках музыки, где они слушают народные песни разнообразных жанров; на уроках изобразительного искусства, на которых учащиеся иллюстрируют полюбившиеся им сказки; на уроках трудового обучения, где осваиваются, например, народные узоры.
Нужно отметить, оба пути должны пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. Эти оба пути должны найти чёткое отражение в учебном плане, программах и учебниках.
|